Педагогический опыт


            
 Педагогический опыт в широком смысле – это такое мастерство педагога, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного педагога, в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетенции.

Педагогический опыт в узком смысле означает такую педагогическую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности.

            В последние годы произошла незаметная революция: изменился социальный статус дошкольного детства. В наше дошкольное учреждение пришли реформы, которые успешно внедряются.
В связи с этими переменами, в обществе появились новые требования к педагогу: прежде всего это гражданская ответственность, общественно-политическая и социальная зрелость, профессионально-педагогическая компетентность, наличие профессиональных знаний и умений, а также широта кругозора и высокая культура педагога. Все эти требования к личности учителя основаны на изменении профессионального мышления. Он должен уметь ставить перед собой и решать новые педагогические задачи разного уровня: стратегические, тактические, оперативные. У педагога должны сложиться новые представления о роли и месте взрослого в формировании ребенка как личности. Ряд учёных рассматривает личность как «саморазвивающуюся систему, стремящуюся к самоактуализации, самосовершенствованию и самовыражению» (А. Маслоу, К. Роджерс).
                                  

Конспект занятия для детей 3-4 лет по лексической
 теме «День дошкольного работника. Мой любимый детский сад»;



Тема: « День дошкольного работника»
Цели:
Обучающие:
1.     Уточнить, расширить и обогатить словарный запас детей по теме « День дошкольного работника».
2.     Пополнять словарь признаками и действиями по теме.
3.     Формировать понятие, что воспитатель, логопед, помощник воспитателя – это профессии.
4.     Учить строить простую фразу из 2-4 слов.
5.     Учить находить взаимосвязи объектов, изображенных на картинке.
Развивающие:
1.     Развивать произвольное внимание, память.
2.     Мелкую моторику рук.
Воспитательные:
1.     Воспитывать уважение к труду старших.
2.     Воспитывать умение у детей внимательно наблюдать за происходящими событиями.
Форма организации: совместная деятельность детей и педагога.
Методические приёмы: Дети должны формулировать фразу из 2-4 слов. Подбирать признаки и действия к объекту с помощью взрослого.
Оборудование: мяч, сюжетные картинки из пособия « Наш детский сад» .
11.    Вводная часть.
Беседа о сотрудниках, работающих в группе ( воспитатель, помощник воспитателя, логопед).
– Кто работает в группе?
– Что делает логопед?
Акцентировать внимание детей на том, что логопед, воспитатель, помощник воспитателя – профессии.
Пальчиковая гимнастика. «Сколько у меня игрушек?»

Сколько у меня игрушек?
Невозможно сосчитать!
Я сложил на стол зверушек,
А машинки - на кровать.

Есть еще в коробках игры,
Экскаватор, луноход.
Раз - два - три - четыре... тигры,
Их мне дарят каждый год.

Вот железная дорога
И любимый паровоз.
Раз- два- три... мячей так много:
Оказалось, целый воз!

Ой, забыл я, человечки
У меня смешные есть,
Разноцветные колечки -
На кровати негде сесть.

На столе остался только
Чебурашка заводной.
У меня игрушек столько -
Не дарите ни одной!

                      Регина Маскаева

( Движения руками : кулачок-ладошка)
Артикуляционная гимнастика.
Картотека «Гномики»
22. Основная часть.
Упражнение «Кого как зовут?»
- Как зовут воспитателя?
-Как зовут логопеда?
- Как зовут помощника воспитателя?
-Дети, как можно поздравить воспитателя в день дошкольного работника? ( объяснить значение слова дошкольник, дошкольный )
-Подарить красивые слова.
Воспитатель встает в круг. Дети по очереди передают мяч и называют признак.
- Дети подумайте и назовите слова действия, что делает воспитатель, помощник воспитателя, логопед.
·        Физкультминутка.
Игра « Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».
С помощью считалки « Раз, два, три, а водящим будешь ты!»
Дети имитируют движения взрослого.
Беседа по картинке.
Рассмотреть сюжетные картинки, составить по ним предложения, задать вопросы:
- Что делает помощник воспитателя в группе?
- Что делает воспитатель?
Что делает логопед?
Кто работает в группе? Кто учит лепить? Кто моет посуду? С чем играют дети? Какую игру придумали дети?
3  3. Заключительная часть ( рефлексивный этап).
Обобщение: Чем мы сегодня занимались? Чему мы сегодня научились? Что нам сегодня больше понравилось?



Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».


Задачи:

Обучающие

1.     Уточнить, расширить и обогащать словарный запас детей через формирования семантического поля слова «крапива».

2.     Пополнять словарь, связную речь детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности. Закрепить навыки словообразования при уточнении таких понятий, как однолетний, многолетний, жгучий, разветвленный.

3.     Формировать понимание, интуитивного осознания детьми смысловой связи, существующей между родственными словами, а также продолжать учить подбирать слова к заданному главному слову.

4.     Закрепить согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

5.     Закрепить  навык владения звукобуквенным анализом и синтезом слов.

6.     Совершенствовать навык правильного и осознанного чтения.

Развивающие

1.     Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза, через разгадывание ребуса. Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза, произвольного внимания, зрительного восприятия, через разгадывание ребусов и звукобуквенного анализа.

2.     Способствовать развитию связного высказывания через возможность научиться практическим навыкам распространения простого двусоставного предложения.

Воспитательные

1.     Формировать экологическую культуру и эстетические чувства в общении с природой.

2.     Воспитывать любознательность, бережное отношение к объектам природы, эмоциональную отзывчивость, дружеское взаимопонимание, навык сотрудничества.



Материалы и оборудование:

Проектор, ноутбук, проекционный экран, магнитная доска, карточки с предложениями, корзинка, кольца трех цветов, предметные картинки по теме беседы, кассы, наборы для разбора слова крапива, схема для игры «Подумай и назови», карточки с рассказом.



Планируемый результат:

Дети  будут проявлять любознательность, инициативу, дружеское взаимопонимание; будут стремиться к общению со взрослым и активно поддерживать его; проявлять интерес к русскому языку и представлениям об окружающей действительности, продолжать овладевать развернутой самостоятельной фразовой речью, включенной в живое и активное общение.

Предварительная работа.



Знакомство с художественным произведением Э. Шима «Очень вредная крапива»



Список литературы для педагогов:





Интернет ресурсы:


2.     ru.wikipedia.org


3.     zagadki1.ru



Ходпедагогического мероприятия.

1.     Мотивация и стимулирование деятельности воспитанников.

Отрывок из мультфильма.



— Как бы мне освободить вас от чар? — спросила братьев сестра Элиза.

Так они проговорили почти всю ночь и задремали только на несколько часов. Вместе с братьями сестра полетела в гости к братьям. Встретив ворона сестра услышала, как можно спасти братьев.

— Твоих братьев можно спасти, — сказал он. — Но хватит ли у тебя мужества и стойкости? Вода мягче твоих нежных рук и всё-таки шлифует камни, но она не ощущает боли, которую будут ощущать твои пальцы; у воды нет сердца, которое бы стало изнывать от страха и муки, как твоё. Видишь, у меня в руках…..? Такая…..растёт здесь возле пещеры, и только она, да ещё та…….., что растёт на кладбищах, может тебе пригодиться; заметь же её! Ты нарвёшь этой ……., хотя твои руки покроются волдырями от ожогов; потом разомнёшь её ногами, ссучишь из полученного волокна длинные нити, затем сплетёшь из них одиннадцать рубашек-панцирей с длинными рукавами и набросишь их на лебедей; тогда колдовство исчезнет. Но помни, что с той минуты, как ты начнёшь свою работу, и до тех пор, пока не окончишь её, хотя бы она длилась целые годы, ты не должна говорить ни слова. Первое же слово, которое сорвётся у тебя с языка, пронзит сердца твоих братьев, как кинжалом. Их жизнь и смерть будут в твоих руках! (отрывок  из мультфильма по сказке Г.Х. Андерсона «Дикие лебеди»)

Девочка из сказки ищет траву, чтобы освободить братьев от колдовских чар. Прежде чем мы найдем  траву. Мы должны разгадать головоломки колдуньи. Выполнить задания. (При выполненном задании на доске крепятся рубашки)

2.     Формирование новых понятий, представлений.

1 задание.



 Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что ж это за диво?
Это же ...(Крапива)

Правильно отгадали загадку.

- Чем известна крапива?

-Что это за трава?

- Что происходит, когда дотронешься до крапивы? (Ответы детей).


-Название «крапива» произошло от слов кропить, крапчатый и связано с главным признаком крапивы – обжигать, оставляя на коже красные крапины.
-Народные названия: жгучка, жигалка, крапива жалюга.

-Как вы думаете, отчего крапива получила такие названия? (Ответыдетей). За свою способность обжигать.

-Почему крапива жжется?



Крапива- это трава, которая обжигает.Как только не ругают крапиву, которая виновата лишь в том, что умеет себя защитить! Обжигает, конечно, крапива. Неосторожно дотронешься до нее — долго потом рука будет «гореть». Обжигает крапива потому, что на ее стебле и листьях сидят жесткие волоски. Внутри волосков — едкая жидкость. Если прикоснуться к растению, иголочки вопьются в кожу, обломятся, и едкая жидкость выльется. Она-то и вызывает на коже жжение. Как же удивительно, что из крапивы, к которой страшно прикоснуться, можно варить очень вкусные и полезные супы!

Вот сплели из крапивы одну рубашку.

2 задание.Пальчиковая гимнастика.

Забрела коза в крапиву:

«коза» правой и левой рукой
- Жечься, право, некрасиво.

движение ладонь – кулак, поочередно меняя руки
Та ответила достойно:
- А бодаться непристойно.
постучать пальчиками по столу


Т. Керстен

Еще для одного брата сплели рубашку.

3 задание.Артикуляционная гимнастика.



4 задание.

Разгадали загадку.

         Последовательно выдели звуки в слове крапива. Раздели слово на слоги. Поставь ударение. С какого звука начинается это слово? Назови гласные звуки. Обрати внимание: когда произносится звук р, назови место звука в слове. Выложи (начерти) схему звукового состава слова крапива. Проверь, правильно ты обозначил в схеме мягкий согласный звук. Напиши (выложи) слово буквами. Прочти получившееся слово.

Молодцы ребята! У нас четыре рубашки из крапивы для лебедей.

5 задание.  Вот и колдунья с новым заданием. Разгадайте и составьте ребус.

Краб,  рак, береза,  ива.















Вот и пятая рубашка появилась у Эльзы.

Физкультминутка

Посмотрите, притаилась,
И пушистой притворилась!
дети идут шагом,
Мы тебя, крапива, знаем,
прыгают на двух ногах,
Ни за что срывать не станем.
приседают на корточки.

Е.Николава

6 задание. Игра «Собери из двух слов слово»

Много, лет.

Одно, лет….

Раз,  ветвление…

Помогли Эльзе сплести шестую рубашку.



7. Игра «Объясни слово» карточки для чтения. Сначала объяснить, а потом поиграть с мячом

Детям предлагаются карточки со словами.

Многолетний- живущий много лет, долголетний.

Однолетний- развивающийся один год

Жгучий- вызывает ощущение жжения.

Сильная боль.

Разветвленный- имеет много ветвей.

-Все новые слова нужно повторить хором и

запомнить.

 Вот уже семь рубашек для братьев.



8. Подберем родственные слова:

- Спасительница наша. Назовем её ласково. (крапивка)

- Если, вы были внимательны, то обратили внимание, что возле крапивы летают бабочки. Как они называются? Вы знаете? Да, не простые бабочки, а крапивницы. (бабочка). Это слово многозначное, второе его значение – заболевание кожи мелкая сыпь. Крапивница

-Удивительная маленькая, но гордая пташка – это крапивник (Это птица, которая  внешне похожа на мягкий пушистый шарик с поднятым торчком коротким хвостиком. 

- Крапивный– суп, чай, веник…

-Все новые слова нужно повторить хором и

запомнить.

Какое слово не подходит? (крапинка, крапивка, крапивный, крапивница.)

Дети, у нас уже восемь рубашек.



9.  Игра «Подумай и назови» Ответь на вопросы словосочетаниями. Многолетняя крапива, 

 Что есть? Чего нет? Чему радуюсь? Что вижу? Чем доволен? О чем думаю?



крапи́ва
крапи́вы
крапи́вы
крапи́в
крапи́ве
крапи́вам
крапи́ву
крапи́вы
крапи́вой
крапи́вою
крапи́вами
крапи́ве
крапи́вах

Вот у Элизы девять рубашек.



10 задание. Детям предложить из корзинки разобрать колечки трех цветов. После трех хлопков. Предложить найти свою  команду.

- Придумай предложения со словом крапива.

-У нас десять рубашек. Осталось добыть одну.

 Командам предложить карточки с предложениями.

Распространение простых двусоставных предложений (дополнением, определениями).

Жгучая крапива.  Крапива жжёт.  Зарос крапивой.

-Подумайте и закончите предложение.

Вот и помогли Элизе сплести братьям рубашки из крапивы. Все лебеди превратились в прекрасных принцев.

Итог. Что нового узнали? Как помогла нам крапива в произношении Р? Какие задания показались трудные. Какие задания показались интересные.



Предложить детям карточки с рассказом о крапиве. С одной стороны рассказ с вопросами, на обратной стороне рисунок крапивы.



 Для самостоятельной работы.

Крапива – уникальное растение. Из нее можно готовить вкусные блюда. Но еще крапиву использовали для изготовления предметов быта. Например,  в России из нее шили паруса. А в Японии плели веревки, из крапивы и шелка делали доспехи самураям, из стеблей крапивы получались крепкие щиты.

Если же волокна крапивы закрутить и смазать воском, то получались тетивы для луков.

Чем знаменита крапива?

Что из нее делали в России, а что в Японии?

В названии какой страны мы слышим звук Р?








Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».


Задачи:

Обучающие

7.     Уточнить, расширить и обогащать словарный запас детей через формирования семантического поля слова «ключ».

8.      Пополнять словарь, совершенствовать связную речь детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности.

9.     Формировать понимание, интуитивного осознания детьми смысловой связи, существующей между родственными словами, а также продолжать учить подбирать слова к заданному главному слову.

10.                       Совершенствовать грамматическое оформление речи:

 упражнять в понимании и правильном использовании предлогов В, ЗА, ПЕРЕД, ПОД, В,ОКОЛО, НАД, ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, НА.

11.                       Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве с помощью плана.

12.                       Обогащать словарь дошкольников антонимами и синонимами посредством словесных игр «Скажи наоборот», «Скажи иначе»

13.                       Продолжать учить выделять предметы, обозначаемые многозначными словами; упражнять в правильном употреблении многозначных слов в предложении.

14.                       Закрепить  навык владения звукобуквенным анализом и синтезом слов.

15.                       Упражнять в правильном произнесении звука [ч] в слогах, словах, в предложениях.

Развивающие

3.     Способствовать развитию логического мышления, через игру «Четвертый лишний».

16.                        Совершенствовать навык правильного и осознанного чтения, мыслительных операций анализа и синтеза,  произвольного внимания, зрительного восприятия, через   игру составь слово.

4.     Способствовать развитию связного высказывания через понимание и объяснение переносного значения выражений на примере высказывания «Много стоило усилий, чтобы найти ключ к сердцам людей.»

Воспитательные

3.     Воспитывать любознательность, эмоциональную отзывчивость, дружеское взаимопонимание, навык сотрудничества.



Материалы и оборудование:

Проектор, ноутбук, проекционный экран, карточка с планом, , сундук, шнурки трех цветов, предметные картинки по теме беседы, карточки для звукобуквенного анализа и синтеза.



Планируемый результат:

Заинтересовать детей новой информацией, учить проявлять интерес к русскому языку и представлениям об окружающей действительности. Систематизировать знания детей. Дети будут стремиться к общению друг с другом и взрослым, будут проявлять любознательность, инициативу, дружеское взаимопонимание.

Список литературы для педагогов:



Интернет ресурсы:


5.     ru.wikipedia.org



Ход педагогического мероприятия.



Развитие слухового внимания и памяти.

-Повтори слова в определенной последовательности.

·        меч, мяч, луч, ключ, палач;

·        плач, врач, грач, смерч, палач;

·        калач, богач, кумач, силач;

·        кулич, обруч, скрипач, трубач, царевич, королевич.

Какой звук повторялся в словах?

I.                   Пальчиковая гимнастика.

II.                Артикуляционная гимнастика.

III.             Пираты  прислали по электронной почте письмо. Утром я открыла электронную почту, прочитала письмо. В нем был план. Давайте вместе прочтем письмо и рассмотрим план.

«Дорогие ребята! Я, Пират Фура, надёжно спрятал своё золото за непроходимым лесом, за высокими стенами замка.  Самые сообразительные, смекалистые, смышленые смогут забрать золото. Найти клад смогут только те ребята, кто преодолеет хитроумные ловушки! Золото спрятано в сундуке, а ключ от него находится в Замке. К поискам ключа прилагается план».

- Перед тобой шифровка. Подумай и распутай, разгадай послание.

(Дети рассматривают карту с картинками.)

Рассмотрим план. Куда мы с вами отправимся сначала? Идем прямо. А вот и первая хитроумная ловушка от пирата.

Отгадайте загадку.

Вставь в замочек, поверни.

Дверь любую отопри.

Ростом мал, но так могуч.

Называется он… 

Ответ: Ключ

 По плану в какую сторону двигаемся дальше? Вот и сундук с хитроумной ловушкой. Посмотрим, что в сундуке?

 Перед каждым из вас лежит лист. Подумайте и подберите схему к слову «ключ». Объясните, почему вы обвели данную схему +,,,.

Отправляемся в путь дальше. В какую сторону мы пойдем с вами? В правую. Вот незадача: сколько много предметов!

VI.             Игра «Объясни значение слов». Значение

Ключ –

·        приспособление для открывания замка;

·        приспособление для откручивания гаек;

·        знак в начале нотной строки;

·        то, что служит в разгадке;

·        источник, родник, бьющийся из земли.

- Перед тобой шифровка. Подумай и распутай, разгадай послание.

(Дети рассматривают карту с картинками.)

VII.         Возвращаемся к карте и смотрим, куда нам дальше идти. Прямо.  И следующая задачка от пирата, который хочет проверить остроту вашего ума. (4 лишний /ключ дверной, клин птиц, ключ гаечный, ключ скрипичный).

VIII.      Теперь куда повернем? Налево.

IX.            Составь слово из частей.

Ключ, ключик, ключник, ключница, ключевой (прилг.), включать, выключать, заключать (глг.) ключом (нареч).+ лишнее по позиции звука в слове

Ключник, ключница – устаревшие профессии. Слово ключница сейчас используется в значении «сумочка для хранения ключей».

Заключать (под замок) - арестовать

Заключать (в объятия) – обнять

Бить ключом (перен) – сильно бьет струя воды

Прочитайте, что получилось. Это родственные слова.

X.               Поиграем в слова наоборот и подберем слова, противоположные по значению.

Маленький- большой Мелкий- крупный Легкий- тяжелый

Уронил- поднял Открыл- закрыл Пришел- ушел

Горячий- холодный Чистый- грязный Прозрачный- мутный

XI.            Маленький, мелкий, мизерный

Крупный, гигантский, огромный

Резной, ажурный, ювелирный

XII.         Продолжаем путь. В какую сторону отправляемся дальше?

Составляем предложения. Слайд с тремя вопросами.

Беседа велась в таком ключе. (основная мысль, высказывания, обсуждения)



 Дети делятся на три группы. /Детям предложить из сундука разобрать нитки трех цветов. После трех хлопков. Предложить найти свою  команду. /

Каждой группе один вопрос, ответ на который должен содержать слово ключ (детям выдается вопрос и словосочетание) Кто быстрее и правильнее справится с заданием, тот  победил. (предложить детям карточки со словами)

Предложения.

Ключ прячут.

Куда? За под в около над

Ключ используют. Где? на, в (в музыке, в нотной тетради)

Ключ достают. Откуда? Из, из-под, из-за.

Ключ находится? На горе, под горой, в лесу,

Объясните фразу:

  Много стоило усилий, чтобы найти ключ к сердцам людей.

Иногда слова могут употребляться в прямом значении (ключ от двери – я его вижу, трогаю), иногда в переносном ключ к сердцу. Еще пример железный ключ  (твердый, тяжелый, массивный), железный характер (жесткий, непоколебимый).

Итог. Появляется на слайде пират Фура с ключом, а рядом сундук.  Он хвалит ребят за умение пользоваться картой и выполнять хитроумные задания.

 Что сегодня нового вы узнали, что было интересно, что запомнилось.

Предложить детям решить кроссворд со словом ключ в группе.






5










1









2











3







4






2.

1    1.









                                         3.                                                                           4.




 

Мастер – класс для педагогов ДОУ по теме:

«Обучение творческому рассказыванию детей с нарушениями речи».

 

Цель: познакомить участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения с эффективными приемами составления творческих рассказов, развития фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
·         Познакомить участников мастер – класса с педагогическими находками по расширению и обогащению словарного запаса дошкольников.
·         Представить  приемы составления творческих рассказов, основываясь на алгоритме.

Оснащение:
2 елки, шары, снежинки, звезды, презентация, 2 стола, 6 стульев, проектор, экран или интерактивная доска.
1. Знакомство.
2. Вводная часть. 
4. Практическое занятие с участниками мастер-класса.
5. Рефлексия. Заключительное слово.


Ход мастер – класса
Знакомство.
Слайд 1
Мастер-класс:
«Обучение творческому рассказыванию детей с нарушениями речи»
Учитель-логопед Зверева Наталья Анатольевна
- Добрый день, уважаемые коллеги и жюри!
Сегодня я проведу для Вас мастер – класс по теме «Обучение творческому рассказыванию детей с нарушениями речи».
Вводная часть.
Слайд 2
Л.С. Выготский «Цитата»

Времена меняютсяприходят новые поколения, с новыми идеями и разработками, а основа научно-теоретического подхода Л. С. Выготского осталась прежней.
Сегодня я хочу рассказать вам о своих педагогических находках, которые использую достаточно давно.

Слайд 3 Фото «Почемучки»
В 2018 году команда нашего детского сада участвовала в конкурсе «Почемучки», где мы заняли первое место. При подготовке к конкурсу детей  мы учили  замечать разнообразие слов, подбирать наиболее подходящие для каждого конкретного случая и оформлять из простого предложения развернутое высказывание, делать простейшие умозаключения. И такой результат доказал, что эти приёмы действительно эффективны.

Слайд 4 «Мыслительная деятельность в разнообразных речевых формах»

Это   мыслительные операции и есть мыслительная деятельность в разнообразных речевых формах, которая дает возможность ребенку создавать неповторимые рассказы. Это мыслительное усилие, которое обращено к творческим силам ребенка.
        
Я хочу пригласить для участия в мастер-классе 6 педагогов. Спасибо за смелость и готовность к работе.
Прошу троих человек сесть за один стол- это первая команда, и троих за другой стол – это вторая команда.

Практическая часть.

Слайд 5
Слайд. Песня «В лесу родилась елочка»
Уважаемые эксперты, коллеги.
Новый год – самый желанный и долгожданный праздник для всех нас. Дети и педагогический состав любого ДОУ задолго начинают готовиться к этому празднику.
А мы все вместе в эти минуты создадим неповторимую атмосферу праздника. Самый главный атрибут и символ Новогоднего праздника - нарядная, ароматная елка.  Выставляются елки.
Работа с залом.              
Слайд 6
 Слово         Предложение        Рассказ (картинка елки)
Чтобы подойти к составлению творческих рассказов, нужно проработать несколько этапов. Работаем по схеме слово – предложение - рассказ.
Взрослый знакомит детей с предметом Елка. Елка – это слово.
Чтобы составить предложение  с этим словом нам предстоит изменить падежные окончания существительного.  Они  и представлены на слайде.
А теперь я предлагаю всем, присутствующим в этом зале, составить словосочетания с подходящими действиями.
Принцип: предмет + дйствие, дествие + предмет.
Слайд 7 « Слово         Предмет/ Слово        Действие
Посмотрите, как это мы уже сделали с ребятами.
Открывается вторая половинка слайда.
Ну вот, можно сказать, что рассказ как  изложение определенного содержания у нас уже получился. А теперь давайте сделаем его творческим.

А для этого нужно дополнить предложения признаками, эмоционально окрашенной лексикой.

Слайд 8  Предложения  + прилагательные и эмоционально окрашенная лексика .

Теперь нам необходимо подобрать слова -признаки к слову елка.  Вот тут с работу вступают наши команды участников мастер- класса. Ёлки бывают разные. И признаки у каждой группы будут свои. Первой команде предстоит  подбирать слова - признаки и рассказывать о елке - лесной красавице, а вторая команда будет подбирать слова - признаки и рассказывать о новогодней елке.
У Вас на столах лежат украшения, которыми мы будем наряжать елку.  Подобрав признак, участник команды может повесить на елку шарик или снежинку. Задание выполняем по очереди.

С детьми мы используем прием соревновательности и решаем, чья команда справилась лучше.  На мой вгляд обе елки великолепны. Если вы согласны, давайте похлопаем!

Слайд 9
А вот какие слова мы придумали с ребятами.
Какая?
Лесная елка/Новогодняя елка (таблички на прищепках)
Какая лесная красавица? (зеленая, пушистая, колючая, высокая, стройная, молодая, столетняя, развесистая, разлапистая, ветвистая, разлапая, раскидистая,  пышная)
Какая новогодняя елка? Рождественская елка? (праздничная, сказочная, чудесная, волшебная,  дивная, изумительная, великолепная, ослепительная, завораживающая, чарующая, несравненная, необыкновенная)
Что ж теперь мы готовы приступить к составлению творческого рассказа. Я предлагаю каждой команде придумать рассказы по предложенному алгоритму. Первая и вторая команда будет составлять рассказ- по алгоритму, используя приём "Река времени" Первая команда будет рассказывать о новогодней елке, вторая о лесной красавице.

Слайд 10 Схемы к рассказам.
1 вариант. 2 вариант работы карточки «Река времени». Посмотрите на объекты на слайде, подумайте, что из него может получиться? Рассказ наши участники  составляют о новогодней елке, лесной красавице.
·        Представь прошлое, настоящее и будущее этого объекта.
·        Опиши, что с ним происходило.
·        Подумай, как все может закончиться?


Дадим несколько минут командам для подготовки. Команды переверните песочные часы.
Слайд 11
Ребенок и вопрос.
Работа с залом. Обогащая словарный запас детей и расширяя  их кругозор мы очень любим использовать упражение "Рассуждалки". Давайте с Вами тоже поупражняемся.
-Я начну логическую цепочку, а вы должны закончить мысль. Что же мы испытали при виде елки?
Раскидистая-раскидала-широкая- она очень большая.
Разлапистая-лапы-она похожа на большого зверя.
Дивная-диво-удивляться-это то, что нас удивило.
Чарующая-чары-колдовство-волшебство-она нас околдовала.
Завораживающая-ворожить-колдовать-она нас околдовала.
Ослепительная-слепить-это что-то яркое, от чего больно глазам- она нас ослепила.
Великолепная- великая + лепо (лепота) = красиво (красота), то есть великая красота.
Изумительная- изумить - очень удивить – она нас очень удивила.
После такой игры детям намного легче становится подбирать синонимы к словам, а также видеть изначальное значение слова.
После работы со словарем можно начинать готовить  детей к построению связного рассказа на определенную тему.
Для детей с общим недоразвитием речи необходима длительная подготовка с использованием различных форм работы. И только после этого можно дать им творческий рассказ.
Слайд 12 Схемы к рассказам
Давайте дадим слово нашим командам.
Анализируем рассказ. Какие самые яркие моменты Вам понравились в рассказе 1 команды (2 команды). Какое предложение запомнилось больше всего.
Слайд 13 Схема РЕБЕНОК
Творческие рассказы получились!
Я рассказала вам об этапах предварительной работы. Вы увидели как можно предложить детям составить рассказ по алгоритмам. Такие занятия проходят эмоционально и весело. Детям всегда интересно, и они с удовольствием выполняют данные задания, так как деятельность постоянно меняется, и ребенок не успевает устать.
Рефлексия.
Если вам тоже было интересно и вы не устали, то повесьте желтые звездочки на нашу елку, а если были  трудности и вы устали, то  красные.
Буду рада, если мой опыт пригодится вам в работе.
СПАСИБО ВСЕМ ВАМ ЗА РАБОТУ И ЗА ВНИМАНИЕ!













Комментариев нет:

Отправить комментарий