Гимнастика для языка

Логопедическая, или артикуляционная, гимнастика - это комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата: губ, щек, челюсти, языка, губ, нёба. Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря силе, хорошей подвижности  и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков в речи - это сложный двигательный навык.

Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребенка уклад нарушенного звука разложить на легкие простые элементы, а затем объединить их и получить требуемый артикуляционный уклад. Кроме этого, задачей артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп в процессе выполнения движений.


Логопедическая гимнастика показана детям от двух лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детям более старшего возраста для коррекции нарушений речи. 

Проводить её следует по 3-5 минут несколько раз в день, каждый день перед зеркалом, предварительно разъяснив ребенку, что  и как делать. 

Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений зараз. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Взрослый показывает упражнение, а ребёнок делает под его контролем. 

При выполнении упражнений особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляционных движений, различным параметрам движений. Важно следить за чистотой выполнения движений, за плавностью движений темпом.

Внятность и чёткость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому для того, чтобы речь была правильной и красивой, важно следить за здоровьем зубов, состоянием прикуса и до конца пролечивать стоматологические заболевания.

Наиболее активное участвует в образовании слов язык. От его положения какую форму он принимает - распластан он и образует желобок или кончик языка сужен и касается верхних резцов, зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. В тоже время правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного  скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

Артикуляционная гимнастика выполняется сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Ребенок может воспользоваться небольшим зеркалом (примерно 9 х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Ниже приведены комплексы упражнений.


Упражнения для губ.

1. "Улыбка". Губы удерживаются в улыбке так, чтобы не были видны зубы.
Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд.
2. "Хоботок" Губы вытягиваются вперед длинной трубочкой.
 Цель: развивать круговые мышцы губ.
3."Заборчик" Губы растягиваются в улыбке при сомкнутых в естественном прикусе зубах. Зубы остаются видны.
Цель: выработать умение обнажать зубы, развивать круговые мышцы губ.
4."Бублик" Зубы сомкнуть, губы округлить и чуть вытянуть вперед.
Цель: развивать круговые мышцы губ.
5."Кролик". Зубы сомкнуть. При этом верхняя губа должна быть приподнята и обнажать верхние резцы.
Чередование положений губ.
"Заборчик" - "Бублик", "Улыбка" - "Хоботок".  
 

Упражнения для органов артикуляции.

1. Удержание губ в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены (вспомогательные средства - указательные пальцы ставятся в уголки рта и растягиваются губы).
2. Вытягивание губ вперёд трубочкой, зубы сомкнуты (аналогично упр. 1 или прикусить конфету "чупа - чупс").
3. Чередование положения губ в улыбке и трубочкой.
4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
5. Язык широкий, на нижней губе (счёт до 10).
6. Язык узкий, напряжённый, высунут вперёд.
7. Чередование широкого и узкого языка.
8. Движение языка вправо - влево.
9. Движение языка вверх - вниз ( снаружи, внутри). 

 Артикуляционные упражнения для свистящих.

 1. Для развития силы и направленности воздушной струи:
а) набрать воздух, с силой подуть на ватку, султанчик, бумагу.
б) высунуть язык, положить на нижнюю губу. Вдоль языка, на его середину положить спичку и надавить до образования канавки. Губы слегка округлены, но не напряженны, зубы разомкнуты. С силой выдувать воздух. Контроль - ладонь, ватка;
в) то же, но без спички;
г) упражнение" Загони мяч в ворота" - плавно, длительно, непрерывно дуть вперёд.
2. Упражнения для губ: 
"Покажи зубки" - губы в улыбке, видны зубы. Удержать в таком положении на счёт 3-4, не напрягаясь.
3. Упражнения для губ:
а) "Сделай язык широким" - положить язык на нижнюю губу. 
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии.
б) "Наказать непослушный язычок" - скажи: па-па-па, пя-пя-пя, ( губами шлёпать по языку).
Цель: расслабления мышц языка;
в) " Покусываем язычок" - от кончика языка до середины покусываем выдвигаемый вперёд язык.
Цель: расслабление мышц языка;
г) "Мостик".
Цель:  удержание широкого кончика языка за нижними резцами;
д) "Почистим зубки" 
Цель: удержание широкого кончика языка за нижними резцами;
е) язык "желобком" - дуть воздух по язычку в бутылочку ( бутылочку приложив к подбородку, край её горлышка у нижней губы). "Ветерок шумит, пузырёк гудит";
ж) язык за нижними резцами, дуть в маленькую бутылочку, чтобы она ""пела" (свистит). Бутылочку держать, как в предыдущем упражнении;
з) "Киска" - выгибание и продвижение вперёд спинки языка, кончик языка прижимается к нижним зубам.

Артикуляционные упражнения для шипящих.
 
1. Для развития силы и направления воздушной струи:
округлить губы и, вздохнув, равномерно, с силой выдыхать воздух.
2. Упражнения для губ:
сомкнуть зубы, губы округлены и вытянуты вперёд ("О").
3. Упражнения для языка:
а) "Наказать непослушный язычок", "Сделай язычок широким", "Кошка лакает молоко".
Цель: укрепить мышцы языка.
б) "Приклей конфетку", "Приклей конфетку", "Грибок", "Парус", "Вкусное варенье", "Гармошка", "Кто дальше загонит мяч?".
 Цель: выработать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку.
в)   "Лопатка"- высунуть широкий кончик  языка, поднять вверх и опустить.

"Чашечка"- снаружи, в полость рта.
 Цель: выработать подъем языка вверх, умение придать языку форму чашечки и направлять воздушную струю посередине рта.

Артикуляционные упражнения для звука "Л".

Упражнения для языка.
а) "Наказать непослушный язычок",
б) "Вкусное варенье"
в) "Пароход гудит" 
г) "Индюк" 
д) "Качели" 
е) "Лошадка" 
ж) "Лошадка тихо едет"
з) "Дует ветерок" 

Артикуляционные упражнения для звука "Р".

 1. Для развития силы и напряжения воздушной струи:
а) Набрать в лёгкие воздух, с силой дуть (не просто выдыхать), заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса (губное тттппррр);
б) кончиком языка ударять в нёбо за зубами и говорить: ДДД, подставляя пузырёк или полоску бумаги, выдох попадает в пузырёк, или бумага отклоняется тся в сторону;
в) "Фокус" положить ватку на кончик носа, язык на нижнюю губу, кончиком вверх, сдувать ватку с носа. ( Положить бумажку на кончик языка - сдувать бумажку с язычка);
г)"Кто дальше загонит мяч?"
2. Упражнение для губ. 
а) "Кучер" - останови лошадку губами;
б) положить широкий распластанный язык на нижнюю губу и тоже останавливать лошадку губами ( делать при открытом рте).
3. Упражнения для языка.
а)сделать язык широким "наказать непослушный язык";
б) "Вкусное варенье" (широкий язык);
в) "Маляр" (широкий язык);
г) язык широко распластать и просунуть его между зубами, сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Контроль - ладонь руки - резкая холодная струя;
д) "Цоканье" прищелкивание языком с переменным темпом;
е) поднять язык к нёбу до предела, растянув уздечку. Расстояние между зубами 1,5-2 пальца. Удержать язык в таком положении, пока не набежит слюна;
ж) "Почистим зубки";
з) "Барабанщики" (песенка на ддд...)
 
 Артикуляционные упражнения для звуков "К, Г, Х".

Чтобы добиться подъёма языка (задней его части), поднять его к нёбу и дать ребёнку почувствовать.
Для этого предлагается ряд упражнений: 
1."Кто сильнее?".
У ребёнка губы в улыбке, рот открыт. Логопед кладёт чисто вымытый и обернутый марлей палец на кончик языка, находящийся за нижними резцами,  и отодвигает весь язык назад. Ребёнок старается языком вытолкнуть палец, при этом у него высоко поднимается задняя часть языка. Повторяя упражнение взрослый кладёт чистый указательный палец ребенка на переднюю часть спинки языка,благодаря чему он сможет сам, нажимая на языке и отодвигая его назад, поднимать заднюю спинку языка.
2. " Сделаем горку".
Губы в улыбке, рот открыт, кончик языка оттянут от нижних резцов, а задняя часть языка высоко поднята вверх и касается мягкого неба. Ребёнок при широко открытом рте высоко поднимает заднюю часть языка, прижимает её к небу, подержит так и опустит.
3." Прятки".
Упереть с напряжением кончик языка в десны нижних резцов, отодвинуть его спинку в глубь рта.

 Артикуляционная гимнастика со СМЕШАРИКАМИ.

                                                                  
Артикуляционные упражнения для звука "Й".

 Кончик языка упереть в нижние резцы, причем выгибать кверху переднюю часть спинки языка, если дотронуться до выгибания языка, он должен быть твердым, напряженным. Затем напряжение расслабляется.

Литература: 
1.  Полный справочник логопеда/ АВТ. - сост. Л. Смирнова.- Минск.: Харвест, 2011. 
2. Сборник артикуляционных сказок. Составитель: Матыкина И.А., г. Владимир, 2011. Сайт: http://logorina.rusedu.net.


Комментариев нет:

Отправить комментарий