Временные представления

Развитие и уточнение временных представлений

При работе с детьми над развитием временных представлений рассматривается следующий круг вопросов: сутки, неделя, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье. 

Делать это можно посредством  разнообразных упражнений и заданий, известных рифмовок и стихов. Работа ведется в нескольким направлениям.

  • Уточнение понятий об основных единицах времени ( части суток, времена года, месяцы, год), наблюдение и определение временной последовательности и закономерности каких- либо действий и событий ( после, перед, сейчас, потом и т.д.)

Детям можно предложить задания:

  1. Закончи предложения.

Если сегодня понедельник то завтра будет.... 

Если сегодня четверг то завтра будет....

Если сегодня суббота то завтра будет.... 

Если сегодня пятница то вчера был.......

Если сегодня вторник то вчера был.......  

Если сегодня воскресенье то вчера была.......

Перечисли времена года. Назови весенние месяцы. (зимние, летние, осенние месяцы)

Если сейчас зима, то какое время года было до неё? А что наступит потом.

Если сейчас весна, то какое время года было до неё? А что наступит потом.

Если сейчас лето, то какое время года было до неё? А что наступит потом.

Если сейчас осень, то какое время года было до неё? А что наступит потом.

Назови дни недели. Сколько их? Перечисли, что зачем следует.

Сегодня - пятница. Что было вчера? Что будет завтра?

Сегодня - суббота. Что было вчера? Что будет завтра? 

Сегодня - воскресенье. Что было вчера? Что будет завтра?

Сегодня - понедельник. Что было вчера? Что будет завтра?

Сегодня - вторник. Что было вчера? Что будет завтра?

Сегодня - четверг. Что было вчера? Что будет завтра?

Сегодня - среда. Что было вчера? Что будет завтра?

      2. Догадайся какое время года.

Сегодня плохая погода. На улице холодно. Дует ветер, почти весь день идет дождь. Цветет черёмуха и сирень.


Солнце светит и пригревает. На улице тепло. Зеленеет трава.


Сегодня тепло. Ярко светит солнце. Снега нет. Зажурчали, зазвенели ручьи.


Сегодня трещат лютые морозы. Дует холодный сильный ветер. На окнах расписные узоры.


Весь день льёт дождь. Дует холодный ветер. Трава вянет. На дорожках сухие листья. 

 


Тепло. Солнце светит ярко, пригревает. В небе звонко трубят лебеди.

 

Сегодня тепло. Светит солнце. Небо ясное. Весь день кипит работа в поле. Трактористы сеют зерна пшеницы.

 


Наступает рассвет.  Иней украсил берёзки. Мимо пролетает веселая стайка воробьёв. Мягко хрустит под ногами снег.

 


Небо днем голубое, как васильки. Потемнели на полянах дороги. Посинел на реке лёд. Надулись на деревьях смолистые почки.


Небо хмурое, серое. Темные, мрачные тучи закрывают солнце. Дует пронизывающий ветер. Идёт благодатный дождь. Гремит гром, сверкают молнии. Распускаются листья на деревьях и кустарниках, цветут цветы.


       3. Ответь на вопросы: когда это бывает?

 Загадки для детей с ответами. ( В разделе стихи)

Можно купаться и рыбу ловить,                                            Вот и стали дни короче,
Можно по лесу с корзинкой бродить,                                   И длиннее стали ночи,
Бегать по лужам под дождиком теплым                               Птицы тянуться на юг,
И не бояться до нитки промокнуть.                                      Пожелтел и лес, и луг.
(лето)                                                                                         (осень)


Хоть сама и снег и лёд,                                                          Шагает красавица,
А уходит - слёзы льёт.                                                           Дыханием земли касается,
(зима)                                                                                      Придёт на поле, и на речку
                                                                                                Оденет в платьице цветочек
                                                                                                 (весна)


        4. Выучи наизусть.

Самуил Яковлевич Маршак "Круглый год". Стихи. Круглый год 

                Стихи о временах года.
                
                Апрель, апрель!
                На дворе звенит капель.
                По полям бегут ручьи,
                На дорогах лужи.
                Скоро выйдут муравьи
                После зимней стужи.
                Пробирается медведь
                Сквозь лесной валежник.
                Стали птицы песни петь,
                И расцвел подснежник.
                            (С.Я. Маршак)

ЯНВАРЬ
Открываем календарь
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег — на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.
   (С.Я. Маршак)

   

                                      АВГУСТ
                       Собираем в августе
                       Урожай плодов.
                       Много людям радости
                       После всех трудов.
                      Солнце над просторными
                      Нивами стоит.
                      И подсолнух зернами
                      Черными Набит.
                                    (С.Я. Маршак)


             СЕНТЯБРЬ
             Ясным утром сентября
            Хлеб молотят села,
            Мчатся птицы за моря
            И открылась школа.
                    (С.Я. Маршак)

  •  Формирование и уточнение понятий о периодах человеческого возраста, о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь, отец, мать, бабушка, деду

     1. Расскажи про свою семью. Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Перечисли, кто есть в твоей семье. Если у тебя братья и сестры? Как зовут твоих родителей, бабушку, дедушку, братьев  и сестер? Кем и где работают твои родители? Если у тебя домашние животные? Твоё любимое занятие? Что вы всей семьёй любите делать в свободное время?

Игра “Кто кем приходится?”
Кто девочка для мамы? (дочка)
Кто мальчик для мамы? (сын)
Кто мальчик для девочки? (брат)
Кто мама для папы? (жена)
Кто девочка для дедушки? (внучка)
Кто мальчик для бабушки? (внук)
Кто мама для бабушки? (дочь)
Кто папа для мамы? (муж)
Кто папа для бабушки? (сын)

     2. Рассмотри фотографии одного человека, сделанные в разные годы. Теперь он дедушка. Какая фотография сделана раньше других?

 

      3. Ответь на вопросы. 

Семья – это родные люди, живущие рядом, в вашей квартире.
С кем ты живешь?
Сколько человек в твоей семье?
Кто старше всех? Кто младше всех?
Кто дети? Кто взрослые?

 Игра “Кто старше (младше)?”
Кто старше девочка или мама?
Кто младше мальчик или мама?
Кто старше девочка или дедушка?
Кто младше мальчик или бабушка?
Кто старше мама или бабушка?

Таким образом, включая в систему коррекционной работы заданий и упражнений, направленных на развитие и уточнение пространственно- временных представлений, будет способствовать совершенствованию лексического и грамматического компонентов речи, положительно отразиться на формировании неречевых процессов ( внимания, памяти, мышления), упредит возникновение графических ошибок на письме. 


 


Литература:
Полный справочник логопеда /Авт. - сост. Л. Смирнова. - Минск: Харвест, 2011.
Сайт: https://yandex.ru



Комментариев нет:

Отправить комментарий