Развитие и уточнение пространственных представлений.
1. Дифференциация правых и левых частей тела -правая и левая рука, нога, правый и левый глаз, правое и левое ухо. Параллельно уточняется те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре детей с нарушениями речи. Например, локоть плечо, колено. лопатка и т.д.
На этом этапе можно предложить детям такие задания и упражнения:
- Подними правую руку, левую руку.
- Покажи, где у меня правая, левая рука.
- Назови предметы, которые расположены справа от тебя, слева от тебя.
- Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой, правого глаза и т.д.
В следующем задании ребенку говорят: " Подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу". Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет - прекращают.
Следующее упражнение связано с ориентировкой в окружающем пространстве. При этом учитывается, что ориентировка в горизонтальных направлениях ( сзади - спереди, вперед - назад) страдает больше, чем в вертикальных ( вверх - внизу., сверху - снизу, над - под).
Наиболее отличительной особенностью данной категории детей является неспособность овладеть пониманиями слева - справа, левый - правый, лево - право.
Детям с 5 до 6 лет можно предложить выполнить такие задания: посади мишку справа от куклы; положи кубик слева от куклы; скажи, где находится мишка по отношению к кукле - справа или слева; где находятся кубик по отношении к кукле - слева или справа.
Аналогично можно провести работу по определению пространсттвенного расположения трех предметов.
Детям предлагаются следующие задания:
1). Поставить машинку перед собой, слева от нее положить мяч, справа - барабан и т.д.
2). Стоя друг за другом, назвать стоящего впереди, стоящего сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.
3. На демонстрационном полотне расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.
4). Сидя за столом, определить его правый и левый края.
5). Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой; определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.
6) Стоя попарно, лицу друг к другу, по команде один из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т.д. Затем роли меняются.
7). Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей:
- спинкой вверх,
- спинкой вниз.
Определить левый и правый карманы у джинсов ( вид спереди и сзади).
8). Определить последовательность в расположении цветов радуги.
9). Определить последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка.
10)Назвать первое число справа, первое число слева. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду?
11). Прочитать ряд в обратном порядке, т. е. справа налево. Как изменяется величина чисел в этом направлении? (Уменьшается.)
12). Показать число 4. Какое число стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4?
13). Назвать соседа числа 4 справа, сравнить по величине.
2. Определить пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. На данном этапе развивается зрительное восприятие пространственного расположения предметов и их компонентов.
Детям предлагаются следующие упражнения:
1). Нарисовать называемые предметы, геометрические фигуры (впоследствии буквы) справа или слева от вертикальной линии.
2). Определить пространственное расположение изображений на картинке относительно друг друга.
Что находится в центре рисунка? ( мишка).
Что находится в правом верхнем углу?
Что находится слева от мишки?
Где находится кубик по отношению к мишке?
Что находится в правом нижнем углу?
Литература:
Полный справочник логопеда /Авт. - сост. Л. Смирнова. - Минск: Харвест, 2011.
Комментариев нет:
Отправить комментарий