Характеристика речевого развития детей в норме

Особенности речевого развития нормально развивающихся детей.

В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего успешного освоения следующей ступени образования.

характеристика структурных компонентов речи в норме детей 4- 5 лет.

Фразовая речь.

Дети пользуются как простыми, так и распространенными пред­ложениями, умеют объяснять свои поступки.

Словарный запас.

Увеличение активного словаря дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Если пятилетний ребенок не знает, как назвать тот или иной предмет, то он, стремясь найти подходящее слово, создает свои слова. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей: огонята (маленький огонь), сердитки (морщинки), обувало (обувь), ползук (червяк), мазелин (вазелин), цепля (петля).

Грамматический строй речи.

Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»).

                Звукопроизношение.

Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша.

Фонематическое восприятие.[2]

Формирование навыков звукового анализа. Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.

Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка).

Слоговая структура слов.

4-5 лет: воспроизведение слов:

-из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица, помидоры…);

-из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)

Интонация, высота, сила голоса.                                                                    

Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.

Связная речь.

Дети начинают овладевать монологической речью. Она становится связной и последовательной. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь следующее:

·        связно рассказывать о событиях из собственной жизни,

·        описывать животных или заменяющие их игрушки,

·        составлять рассказ об изображенном на картинке или на серии картинок событии,

·        выразительно читать стихотворение.

       

Ребенок в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы он строит из 2—3 и более фраз, все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

характеристика структурных компонентов речи в норме детей 5- 6 лет.

Фразовая речь.

 Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку. Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице или пересказать сказку.

Понимание речи.

Дети осознают смысловое содержание обращенной к ним речи. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих. У них появляются следующие умения:

·                        способны до конца выслушивать ответы, объяснения, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических задач;

·                        умеют аналитически относиться к речевой деятельности: слышать, замечать и исправлять ошибки и неточности в речи товарищей и своей;

·                        понимают значение измененных слов, связан­ных с употреблением приставок, суффиксов и флексий;

·                        понимают значение однокоренных и многозначных слов, особенностей логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.

Словарный запас.

Объем активного словаря в речи детей возрастает до 3000 слов.

Появляются такие слова как:

·                        собирательные существительные (посуда, одежда, мебель и т.д.)

·                        притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка и т.д.),

·                        прилагательные для обозначения при­знаков и качеств предметов, для отражения временных и про­странственных отношений,

·                        наречия и личные местоимения,

·                        сложные предлоги (из-под, из-за и др.).

Дети свободно владеют функцией словообразо­вания:

·                        образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами,

·                        образуют однокоренные слова различных категорий (плавать, пловец, пловчиха, плавучий),

·                        образуют относительные прилагательные от суще­ствительных (дерево — деревянный, снег — снежный) и т.д.

Ярко проявляется феномен словотворчества.

Грамматический строй речи.

В основном завершается важнейший этап развития речи детей – усвоение грамматической системы языка. Усваиваются следующие грамматические конструкции:

·                        согласуют прилагательные с существительными в роде, числе и падеже,

·                        согласуют существительные с числительными;

·                        постигают в основных чер­тах типы склонений и спряжений;

·                        изменяют имена существительные по числам,

·                        изменяют глаголы прошедшего времени по числам и родам;

·                        изменяют глаголы настоящего времени по числам и лицам;

·                        употребляют предлоги в речи.

Звукопроизношение.

У большинства детей к пяти годам заканчивается процесс овладе­ния звуками; речь в целом чистая и отчетливая; возрастает инте­рес к звуковому оформлению слов, к поиску рифм. Между тем в последние годы отмечается рост детей, которые неправильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность.

Фонематическое восприятие.

К 5 годам в норме завершено формирование фонематического восприятия.

Дети дифференцируют слова, отличающиеся друг от друга одним звуком (звонким — глухим: коза — коса, твер­дым — мягким: поток — потек);

 выделяют задан­ный звук в слове;

 выделяют первый и последний звуки в слове;

подбирают слова на заданный звук;

воспроизводят различные интонации, выдерживают паузы, различают повышение и понижение громкости голоса, ускорение и замедление темпа речи.

Слоговая структура слов.

Дети четко и ясно произносят слова с 1, 2, 3, 4, 5 слогами (откры­тыми и закрытыми), со стечением согласных в начале, середине и конце слова. Четко и внятно произносят фразы и предложения, соблюдая нормы литературного произношения.

Связная речь.

Активно осваивают навыки построения разных типов текстов:

·                        пересказывают знакомую сказку;

·                        выразительно читают стихотворение;

·                        пересказывают только что прочитанные дважды короткие тексты;

·                        рассказывают о виденном или услышанном довольно подробно и последовательно;

·                        объясняют причину и следствие увиденного;

·                        составляют рассказы по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок;

·                        отличают сказку от рассказа;

·                        активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают собеседника.

В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.

 

характеристика структурных компонентов речи детей 6 - 7 года жизни в норме.

Фразовая речь.

Активная речь детей достаточно развита:

·                        чётко и точно строят свои высказывания, 

·                        фразы развернуты, логически последовательны и лаконичны,

·                        объем предложений произвольно варьируется от 10 и более слов.

В речи используются все типы синтаксических конструкций для выражения причинно-следственных связей, временных отноше­ний, сопоставлений, сравнений. В сложносочиненных пред­ложениях используют соединительные, противительные и разде­лительные союзы, иногда включают причастные и деепричастные обороты.

Понимание речи.

Дети различают изменения значений слов, вносимых приставками, суффиксами.

Адекватно понимают:

·                        мно­гозначность слов;

·                        переносное значение метафор;

·                        образные фразеологические и сравнительные обороты;

·                        различные оттенки слов с суффиксами субъективной оценки: юмор, сочувствие, пренебрежение и т.д.

Действуют по словесной инструкции: правильно ее понимают, запоминают порядок действий и выполняют их, а это является важнейшим условием успешного школьного обучения.

Умеют ориентироваться в речевой ситуации и выбирать соответствующий стиль коммуникации.

Понимают и воспринимают учебную задачу, осознают цель, осмысливают условия и средства ее достижения. Более обостренно реагируют на эмоциональный тон речи, чем на смысловое содержание.

Словарный запас.

В количественном и качественном отношении словарь детей достигает такого уровня развития, что они свободно общаются со взрослыми и сверстниками, могут поддержать разговор на любую тему, доступную их возрасту.

Многие слова из пассивного запаса переходят в активный, в связи с чем объем активного словаря достигает 4000-4200 слов.

Словарь обогащается за счет названий качеств, свойств предметов и названий отдельных частей, деталей целого.

Дети более тонко дифферен­цируют собирательные существительные, активно пользуются отвлеченными существительными и прилагательными, глаголами и деепричастиями.

Дети умеют под­бирать антонимы, синонимы, прилагательные к существительным, наречия к глаголам; активно пытаются объяснять значения слов, что является показателем полноценного владения словарем.

Грамматический строй речи.

К моменту поступления в школу у детей наблюдается в основном грамматически правильная речь: они правильно строят различные по конструкции предложения; согласовывают слова в роде, числе, падеже; точно спрягают глаголы, часто употребляемые в речи. Правильно пользуются различными грамматическими формами и категориями, редкими оборотами речи. Почти не испытывают трудностей в образовании форм родительного и творительного падежей в единственном и множественном числе, чередовании ударения, использовании числительных.

Звукопроизношение.

Звуковая сторона речи (верхняя граница нормы) усваивается детьми к четырем годам.

Дети 7-го года жизни правильно произносят все звуки в любой позиции (в начале, середине и конце слова) и при различной структуре слова (в сочетании с любыми согласными и при любом коли­честве слогов в слове).

В зависимости от ситуации могут говорить громко или тихо, понижать голос до шепота; умеют изменять темп речи с учетом содержания высказывания; пользуются интонационными сред­ствами.

Слоговая структура слов.

Завершено формирование слоговой структуры сложных слов.

Фонематическое восприятие.

Дети вла­деют навыками звукового анализа слов:

·                        умеют выделять звуки в сло­вах;

·                        подбирать слова на звуки, требующие тонкой дифференциации (звонкие — глухие, твердые — мягкие пары звуков, свистящие — шипящие и т.д.);

·                        устанавливать последовательность звуков в сло­вах;

·                        разделять слова на слоги, предложения на слова.

Связная речь.

На 7-м году жизни диалогическая и монологическая речь детей становится все более развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний.

Дети самостоятельно:

·                        описывают игрушки, предметы;

·                        раскрывают содержание сюжетных картинок и серии сюжетных картинок;

·                        пересказывают содержание небольших художественных произведений, про­смотренных фильмов;

·                        составляют творческие рассказы, придумывают сказки, передавая свои впечатления и чувства;

·                        передают содержание картинки по памяти;

·                        рассказывают не только о том, что изображено, но и описывают события, которые могли бы произойти до и после увиденного.

 

 

 

 





Комментариев нет:

Отправить комментарий