Особенности речевого развития нормально развивающихся детей.
В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего успешного освоения следующей ступени образования.
характеристика структурных компонентов речи в норме детей 4- 5 лет.
Фразовая речь.
Дети пользуются как простыми, так и распространенными предложениями, умеют объяснять свои поступки.
Словарный запас.
Увеличение активного словаря дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Если пятилетний ребенок не знает, как назвать тот или иной предмет, то он, стремясь найти подходящее слово, создает свои слова. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей: огонята (маленький огонь), сердитки (морщинки), обувало (обувь), ползук (червяк), мазелин (вазелин), цепля (петля).
Грамматический строй речи.
Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»).
Звукопроизношение.
Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша.
Фонематическое восприятие.[2]
Формирование навыков звукового анализа. Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.
Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка).
Слоговая структура слов.
4-5 лет: воспроизведение слов:
-из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица, помидоры…);
-из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)
Интонация, высота, сила голоса.
Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.
Связная речь.
Дети начинают овладевать монологической речью. Она становится связной и последовательной. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь следующее:
· связно рассказывать о событиях из собственной жизни,
· описывать животных или заменяющие их игрушки,
· составлять рассказ об изображенном на картинке или на серии картинок событии,
· выразительно читать стихотворение.
Ребенок в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы он строит из 2—3 и более фраз, все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
характеристика структурных компонентов речи в норме детей 5- 6 лет.
Фразовая речь.
Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку. Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице или пересказать сказку.
Понимание речи.
Дети осознают смысловое содержание обращенной к ним речи. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих. У них появляются следующие умения:
· способны до конца выслушивать ответы, объяснения, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических задач;
· умеют аналитически относиться к речевой деятельности: слышать, замечать и исправлять ошибки и неточности в речи товарищей и своей;
· понимают значение измененных слов, связанных с употреблением приставок, суффиксов и флексий;
· понимают значение однокоренных и многозначных слов, особенностей логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.
Словарный запас.
Объем активного словаря в речи детей возрастает до 3000 слов.
Появляются такие слова как:
· собирательные существительные (посуда, одежда, мебель и т.д.)
· притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка и т.д.),
· прилагательные для обозначения признаков и качеств предметов, для отражения временных и пространственных отношений,
· наречия и личные местоимения,
· сложные предлоги (из-под, из-за и др.).
Дети свободно владеют функцией словообразования:
· образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами,
· образуют однокоренные слова различных категорий (плавать, пловец, пловчиха, плавучий),
· образуют относительные прилагательные от существительных (дерево — деревянный, снег — снежный) и т.д.
Ярко проявляется феномен словотворчества.
Грамматический строй речи.
В основном завершается важнейший этап развития речи детей – усвоение грамматической системы языка. Усваиваются следующие грамматические конструкции:
· согласуют прилагательные с существительными в роде, числе и падеже,
· согласуют существительные с числительными;
· постигают в основных чертах типы склонений и спряжений;
· изменяют имена существительные по числам,
· изменяют глаголы прошедшего времени по числам и родам;
· изменяют глаголы настоящего времени по числам и лицам;
· употребляют предлоги в речи.
Звукопроизношение.
У большинства детей к пяти годам заканчивается процесс овладения звуками; речь в целом чистая и отчетливая; возрастает интерес к звуковому оформлению слов, к поиску рифм. Между тем в последние годы отмечается рост детей, которые неправильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность.
Фонематическое восприятие.
К 5 годам в норме завершено формирование фонематического восприятия.
Дети дифференцируют слова, отличающиеся друг от друга одним звуком (звонким — глухим: коза — коса, твердым — мягким: поток — потек);
выделяют заданный звук в слове;
выделяют первый и последний звуки в слове;
подбирают слова на заданный звук;
воспроизводят различные интонации, выдерживают паузы, различают повышение и понижение громкости голоса, ускорение и замедление темпа речи.
Слоговая структура слов.
Дети четко и ясно произносят слова с 1, 2, 3, 4, 5 слогами (открытыми и закрытыми), со стечением согласных в начале, середине и конце слова. Четко и внятно произносят фразы и предложения, соблюдая нормы литературного произношения.
Связная речь.
Активно осваивают навыки построения разных типов текстов:
· пересказывают знакомую сказку;
· выразительно читают стихотворение;
· пересказывают только что прочитанные дважды короткие тексты;
· рассказывают о виденном или услышанном довольно подробно и последовательно;
· объясняют причину и следствие увиденного;
· составляют рассказы по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок;
· отличают сказку от рассказа;
· активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают собеседника.
В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.
характеристика структурных компонентов речи детей 6 - 7 года жизни в норме.
Фразовая речь.
Активная речь детей достаточно развита:
· чётко и точно строят свои высказывания,
· фразы развернуты, логически последовательны и лаконичны,
· объем предложений произвольно варьируется от 10 и более слов.
В речи используются все типы синтаксических конструкций для выражения причинно-следственных связей, временных отношений, сопоставлений, сравнений. В сложносочиненных предложениях используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда включают причастные и деепричастные обороты.
Понимание речи.
Дети различают изменения значений слов, вносимых приставками, суффиксами.
Адекватно понимают:
· многозначность слов;
· переносное значение метафор;
· образные фразеологические и сравнительные обороты;
· различные оттенки слов с суффиксами субъективной оценки: юмор, сочувствие, пренебрежение и т.д.
Действуют по словесной инструкции: правильно ее понимают, запоминают порядок действий и выполняют их, а это является важнейшим условием успешного школьного обучения.
Умеют ориентироваться в речевой ситуации и выбирать соответствующий стиль коммуникации.
Понимают и воспринимают учебную задачу, осознают цель, осмысливают условия и средства ее достижения. Более обостренно реагируют на эмоциональный тон речи, чем на смысловое содержание.
Словарный запас.
В количественном и качественном отношении словарь детей достигает такого уровня развития, что они свободно общаются со взрослыми и сверстниками, могут поддержать разговор на любую тему, доступную их возрасту.
Многие слова из пассивного запаса переходят в активный, в связи с чем объем активного словаря достигает 4000-4200 слов.
Словарь обогащается за счет названий качеств, свойств предметов и названий отдельных частей, деталей целого.
Дети более тонко дифференцируют собирательные существительные, активно пользуются отвлеченными существительными и прилагательными, глаголами и деепричастиями.
Дети умеют подбирать антонимы, синонимы, прилагательные к существительным, наречия к глаголам; активно пытаются объяснять значения слов, что является показателем полноценного владения словарем.
Грамматический строй речи.
К моменту поступления в школу у детей наблюдается в основном грамматически правильная речь: они правильно строят различные по конструкции предложения; согласовывают слова в роде, числе, падеже; точно спрягают глаголы, часто употребляемые в речи. Правильно пользуются различными грамматическими формами и категориями, редкими оборотами речи. Почти не испытывают трудностей в образовании форм родительного и творительного падежей в единственном и множественном числе, чередовании ударения, использовании числительных.
Звукопроизношение.
Звуковая сторона речи (верхняя граница нормы) усваивается детьми к четырем годам.
Дети 7-го года жизни правильно произносят все звуки в любой позиции (в начале, середине и конце слова) и при различной структуре слова (в сочетании с любыми согласными и при любом количестве слогов в слове).
В зависимости от ситуации могут говорить громко или тихо, понижать голос до шепота; умеют изменять темп речи с учетом содержания высказывания; пользуются интонационными средствами.
Слоговая структура слов.
Завершено формирование слоговой структуры сложных слов.
Фонематическое восприятие.
Дети владеют навыками звукового анализа слов:
· умеют выделять звуки в словах;
· подбирать слова на звуки, требующие тонкой дифференциации (звонкие — глухие, твердые — мягкие пары звуков, свистящие — шипящие и т.д.);
· устанавливать последовательность звуков в словах;
· разделять слова на слоги, предложения на слова.
Связная речь.
На 7-м году жизни диалогическая и монологическая речь детей становится все более развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний.
Дети самостоятельно:
· описывают игрушки, предметы;
· раскрывают содержание сюжетных картинок и серии сюжетных картинок;
· пересказывают содержание небольших художественных произведений, просмотренных фильмов;
· составляют творческие рассказы, придумывают сказки, передавая свои впечатления и чувства;
· передают содержание картинки по памяти;
· рассказывают не только о том, что изображено, но и описывают события, которые могли бы произойти до и после увиденного.
Комментариев нет:
Отправить комментарий