Соревновательные мотивы при организации совместной деятельности учителя- логопеда, воспитателя и старших дошкольников.
Одним из залогов успешной
непосредственной образовательной деятельности учителя-логопеда является
мотивация, которая способствует активизации детей в образовательной
деятельности.
Любой учитель-логопед
знает, что высокая мотивация это 100% успеха, а низкая мотивация – это неудача
ребенка. Любовь и похвала – вот то, чего желает каждый ребёнок больше всего.
Психическое
развитие этих дошкольников, как правило, протекает более благополучно, чем
развитие речи. Дошкольники с ОНР отличаются критичностью к речевой
недостаточности. Первичная патология речи тормозит формирование потенциально
сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию
речевого интеллекта. Однако по мере формирования словесной речи и устранения
собственно речевых трудностей их интеллектуальное развитие приближается к
норме.
У данной категории детей отмечается ослабление
мотивации к логопедическим занятиям. Это проявляется в отсутствии личностной
значимости речевой коммуникации, незаинтересованности в результатах работы,
слабом осознании дефекта, безразличном или негативном отношении к работе
логопеда, неадекватном принятии коррекционной деятельности (например,
восприятии артикуляционной гимнастики как развлечения).
У детей с ОНР наблюдается
преобладание игровой мотивации, наличие низкого познавательного интереса,
не сформированность самоконтроля, самостоятельности, безынициативность пассивность
на занятиях и вне их.
Именно вопросы мотивации
к исправлению речевого дефекта, к получению коррекционно-развивающей
помощи играют порой решающую роль. В зависимости от уровня
сформированности мотивации возможно применять дифференцированный подход в
коррекции общего недоразвития речи и формировать положительную мотивацию.
Недостатки мотивации имеют ключевое значение в психологической структуре
дефекта. Игнорирование этих недостатков приводит к применению неэффективных
методов и приемов коррекционной работы.
Все дети нуждаются
в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов.
Именно с мотивации
начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со
стороны взрослого у дошкольника с нарушениями речи не будет активности, не
возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.
Мотивация это совокупность внутренних и внешних движущих
сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности
направленность, ориентированную на достижение цели.
При этом необходимы такие приёмы, которые
обеспечат возникновение нужной мотивации у детей с нарушениями речи. Это побуждение
поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели,
ценностные ориентации), которое направляет детей и организует их, а также
придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.
Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей
Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется,
но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь
в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям,
будут им нужны и интересны.
При этом необходимы
такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у детей с ОНР.
К старшему дошкольному возрасту интерес к
знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение. У дошкольников старшего возраста появляются
и развиваются мотивы: самолюбия и самоутверждения, которые
реализуются в игровых ситуациях, ситуациях соревнования. Соревновательные мотивы также
типичны детям старших и подготовительных групп; особенно мотивы соревнования
(проявляющиеся в стремлении выиграть, быть первым) развиваются в связи со
специфическими в данном возрасте играми с правилами. В совместной деятельности со сверстниками, особенно в играх с правилами, на основе стремления к самоутверждению: стремления
выиграть, быть первым, быть лучшим, формируется соревновательная мотивация. Стараясь проявить
себя, дошкольник развивает личностные качества: настойчивость, сообразительность, быстроту реакции, смелость.
Любому учителю-логопеду известно, что наиболее ярко соперничество проявляется
в соревнованиях. Об этом свидетельствуют их названия: «Кто самый смекалистый?», «Кто быстрее?», «Кто первый?».
Были подобраны следующие
игры:
У старших дошкольников с
речевыми нарушениям соревновательные мотивы
проявляются и в деятельности, которая не предусматривает соревнования. Осознавая свои достижения в определенной деятельности (ответил
правильно и интересно на вопрос, выиграл в игре, разгадал
ребус), дети понимают свою успешность или, напротив, при невыполнении задания переживают неудачи. Если один ребенок постоянно соперничает со сверстниками, стараясь
лидировать и во всем быть первым,
то у него начинает развиваться престижная (эгоистическая) мотивация. Нездоровая конкуренция является источником лжи и хвастливости детей. Другой ребенок, регулярно переживающий неудачи, может стать замкнутым и закрытым. Поэтому важна роль
учителя-логопеда в том, чтобы соревновательная мотивация помогала продемонстрировать лучшие качества каждого ребенка. Дайте ребёнку понять, что все дети
разные, и помогите ему осознать свои слабости и развить в себе сильные стороны. Хорошо если в коллективе детей сформировалась традиция - помогать тем у
кого что- то не получается, если все дети заинтересованы в хорошем результате
своего друга, всей команды. В непосредственно образовательной
деятельности Соревнования могут быть как
командные, так и личные.
При проведении командных соревнований побуждение к деятельности может быть
следующим: «Чья команда быстрее назовет, найдет, определит, заметит,
составит?», «Какая команда быстрее всех и правильно решит задачу, кроссворд,
отгадает загадки?» В личном первенстве - «Кто быстрее: я или компьютер?», «Кто внимательнее: я
или мама (папа)?» Участие
в групповых соревнованиях дополнительно формирует чувство ответственности,
значимости, уверенности в себе. Ребенку сложно осознавать, что он часть целого,
поэтому должен подчиняться общим требованиям, действовать, опираясь не только
на свои желания, но и согласовывать их с действиями других участников команды.
Соревнуясь, дети начинают осознавать связь между личным вкладом и коллективным
результатом. Очень важно после любых состязаний провести обсуждение
результатов, (положительных и отрицательных), так как такие беседы формируют
адекватную самооценку у ребят, помогают увидеть ребенку свои сильные и слабые стороны
и поставить новые цели для самосовершенствования. Беседы после состязаний
необходимы еще и потому, что все дети по-разному реагируют на успех и
поражение. Радуются в основном бурно, не сдерживая эмоций. А вот при поражении
одни плачу, другие обижаются, реагирую агрессивно, отказываются принимать
участие в состязаниях в будущем, третьи замыкаются в себе, таят обиду внутри. В любом из этих
случаев необходимо беседовать с детьми, находить их сильные стороны, обсуждать удачные
моменты, хвалить их за успех, но и не пропускать те ситуации, где были промахи,
проговаривая как надо было выполнить задание, то или иное движение. Можно
попросить ребенка сделать его еще раз, чтобы он знал, что он это умеет и в
следующий раз у него все должно получиться. Процесс соревнований влияет не
только на участников, но и на болельщиков. Дети начинают проявлять интерес к
успехам товарищей, стремятся к самосовершенствованию, становятся более
активными и заинтересованными. Поэтому для поддержания всеобщего интереса
рекомендуется время от времени проводить соревнования для всех. В таких
мероприятиях зачастую побеждает дружба, и все дети получают желанные медали за
свои достижения. Любое участие ребенка в интеллектуальных играх, спортивных состязаниях,
конкурсах должны иметь поощрение со стороны взрослых и не оставаться
незамеченными.
Награды могут быть:
1.Словесные (Похвала, выражение восторга
достижениями детей..)
2 Награждение (медали, кубок, почетные
грамоты, игрушки, сюрпризы,
подарки…),
3 Присуждение титула за участие в
мероприятии («Лучший знаток букв», «Герой дня»)
Важно при присуждении номинаций не просто
словесно
огласить номинацию, которую получил
ребенок, но и сделать отличительный знак, который бы видели другие ребята.
Можно повязать бант или специальную накидку, сделать к каждой номинации
бумажную медальку.
4 Использование экрана достижений. В
группах можно сделать панно, на котором ребенок будет наглядно видеть, как он
меняется. За каждое усилие, достижение, хороший результат и прогресс ребенок
поощряется фишками. После того как ребенок наберет определенное количество
фишек его ждет или материальное поощрение или исполнение желаний. Панно может
быть выполнено в виде:
«Дерево достижений» (на ветки дерева
садятся фишки «птички» – это
достижения ребенка)
«Цветок достижений» (в середине цветка –
фотография ребенка, а лепестки это – достижения ребенка).
« Золотая рыбка» (каждая блестящая
чешуйка, приклеенная на рыбку –
достижение ребенка.) и др.
5 Присуждение ребенку в конце обучения в
детсаду различных номинаций:
«Лучший во всём», «Золотые руки»,
«Светлая головушка», «Звезда детского сада №… », «Самый сильный, ловкий… ».
Поощрения могут быть за участие в
соревнованиях за короткий период времени – любой конкурс и по итогам года –
результативное участие в нескольких мероприятиях (примеры по фотоматериалам).
Соревновательные мотивы оказывают большое
влияние на формирование
Личности ребенка. Благодаря приобретенному
опыту, ребенок не отступит перед первыми трудностями, сумеет проявить себя в
новом коллективе. Используя
данный прием мотивации, мы решаем задачи целевых ориентиров на этапе завершения
дошкольного образования ФГОС:
- ребенок обладает установкой положительного
отношения к миру, другим людям и самому себе,
- обладает чувством собственного
достоинства;
- активно взаимодействует со сверстниками
и взрослыми, участвует в совместных играх.
- он способен договариваться, учитывать
интересы и чувства других,
- сопереживать неудачам и радоваться
успехам других,
- адекватно проявляет свои чувства, в том
числе чувство веры в себя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий