Консультации



 

 

 

 

 

Соревновательные мотивы при организации совместной деятельности учителя- логопеда, воспитателя и старших дошкольников.

 

Одним из залогов успешной непосредственной образовательной деятельности учителя-логопеда является мотивация, которая способствует активизации детей в образовательной деятельности.
Любой учитель-логопед знает, что высокая мотивация это 100% успеха, а низкая мотивация – это неудача ребенка. Любовь и похвала – вот то, чего желает каждый ребёнок больше всего.
Психическое развитие этих дошкольников, как правило, протекает более благополучно, чем развитие речи. Дошкольники с ОНР отличаются критичностью к речевой недостаточности. Первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. Однако по мере формирования словесной речи и устранения собственно речевых трудностей их интеллектуальное развитие приближается к норме.
 У данной категории детей отмечается ослабление мотивации к логопедическим занятиям. Это проявляется в отсутствии личностной значимости речевой коммуникации, незаинтересованности в результатах работы, слабом осознании дефекта, безразличном или негативном отношении к работе логопеда, неадекватном принятии коррекционной деятельности (например, восприятии артикуляционной гимнастики как развлечения).
У детей с ОНР наблюдается преобладание игровой мотивации, наличие низкого познавательного интереса, не сформированность самоконтроля, самостоятельности, безынициативность пассивность на занятиях и вне их.
Именно вопросы мотивации  к исправлению речевого дефекта, к получению коррекционно-развивающей помощи играют порой решающую роль.  В зависимости от уровня сформированности мотивации возможно применять дифференцированный подход в коррекции общего недоразвития речи и формировать положительную мотивацию. Недостатки мотивации имеют ключевое значение в психологической структуре дефекта. Игнорирование этих недостатков приводит к применению неэффективных методов и приемов коррекционной работы.
Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов.
Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника с нарушениями речи не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.
                                                       
Мотивация это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.
 При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у детей с нарушениями речи. Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации), которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.
Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны.                            
         При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у детей с ОНР.
К старшему дошкольному возрасту интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение. У дошкольников старшего возраста появляются и развиваются мотивы: самолюбия и самоутверждения, которые реализуются в игровых ситуациях, ситуациях соревнования.                         Соревновательные мотивы также типичны детям старших и подготовительных групп; особенно мотивы соревнования (проявляющиеся в стремлении выиграть, быть первым) развиваются в связи со специфическими в данном возрасте играми с правилами. В совместной деятельности со сверстниками, особенно в играх с правилами, на основе стремления к самоутверждению: стремления выиграть, быть первым, быть лучшим, формируется соревновательная мотивация. Стараясь проявить себя, дошкольник развивает личностные качества: настойчивость, сообразительность, быстроту реакции, смелость.
Любому учителю-логопеду известно, что наиболее ярко соперничество проявляется в соревнованиях. Об этом свидетельствуют их названия: «Кто самый смекалистый?», «Кто быстрее?», «Кто первый?».
Были подобраны следующие игры:                                   
         У старших дошкольников с речевыми нарушениям соревновательные мотивы проявляются и в деятельности, которая не предусматривает соревнования. Осознавая свои достижения в определенной деятельности (ответил правильно и интересно на вопрос, выиграл в игре,  разгадал ребус), дети понимают свою успешность или, напротив, при невыполнении задания переживают неудачи.  Если один ребенок постоянно соперничает со сверстниками, стараясь лидировать и во всем быть первым, то у него начинает развиваться престижная (эгоистическая) мотивация. Нездоровая конкуренция является источником лжи и хвастливости детей. Другой ребенок, регулярно переживающий неудачи, может стать замкнутым и закрытым. Поэтому важна роль учителя-логопеда в том, чтобы соревновательная мотивация помогала продемонстрировать лучшие качества каждого ребенка. Дайте ребёнку понять, что все дети разные, и помогите ему осознать свои слабости и развить в себе сильные стороны.                                Хорошо если в коллективе детей сформировалась традиция - помогать тем у кого что- то не получается, если все дети заинтересованы в хорошем результате своего друга, всей команды.                                                                    В непосредственно образовательной деятельности Соревнования могут быть как командные, так и личные.
При проведении командных соревнований побуждение к деятельности может быть следующим: «Чья команда быстрее назовет, найдет, определит, заметит, составит?», «Какая команда быстрее всех и правильно решит задачу, кроссворд, отгадает загадки?» В личном первенстве - «Кто быстрее: я или компьютер?», «Кто внимательнее: я или мама (папа)?»                                           Участие в групповых соревнованиях дополнительно формирует чувство ответственности, значимости, уверенности в себе. Ребенку сложно осознавать, что он часть целого, поэтому должен подчиняться общим требованиям, действовать, опираясь не только на свои желания, но и согласовывать их с действиями других участников команды. Соревнуясь, дети начинают осознавать связь между личным вкладом и коллективным результатом. Очень важно после любых состязаний провести обсуждение результатов, (положительных и отрицательных), так как такие беседы формируют адекватную самооценку у ребят, помогают увидеть ребенку свои сильные и слабые стороны и поставить новые цели для самосовершенствования. Беседы после состязаний необходимы еще и потому, что все дети по-разному реагируют на успех и поражение. Радуются в основном бурно, не сдерживая эмоций. А вот при поражении одни плачу, другие обижаются, реагирую агрессивно, отказываются принимать участие в состязаниях в будущем, третьи замыкаются в себе, таят обиду внутри.                           В любом из этих случаев необходимо беседовать с детьми, находить их сильные стороны, обсуждать удачные моменты, хвалить их за успех, но и не пропускать те ситуации, где были промахи, проговаривая как надо было выполнить задание, то или иное движение. Можно попросить ребенка сделать его еще раз, чтобы он знал, что он это умеет и в следующий раз у него все должно получиться. Процесс соревнований влияет не только на участников, но и на болельщиков. Дети начинают проявлять интерес к успехам товарищей, стремятся к самосовершенствованию, становятся более активными и заинтересованными. Поэтому для поддержания всеобщего интереса рекомендуется время от времени проводить соревнования для всех. В таких мероприятиях зачастую побеждает дружба, и все дети получают желанные медали за свои достижения. Любое участие ребенка в интеллектуальных играх, спортивных состязаниях, конкурсах должны иметь поощрение со стороны взрослых и не оставаться незамеченными.                                 
      Награды могут быть:
1.Словесные (Похвала, выражение восторга достижениями детей..)
2 Награждение (медали, кубок, почетные грамоты, игрушки, сюрпризы,
подарки…),
3 Присуждение титула за участие в мероприятии («Лучший знаток букв», «Герой дня»)
Важно при присуждении номинаций не просто словесно
огласить номинацию, которую получил ребенок, но и сделать отличительный знак, который бы видели другие ребята. Можно повязать бант или специальную накидку, сделать к каждой номинации бумажную медальку.
4 Использование экрана достижений. В группах можно сделать панно, на котором ребенок будет наглядно видеть, как он меняется. За каждое усилие, достижение, хороший результат и прогресс ребенок поощряется фишками. После того как ребенок наберет определенное количество фишек его ждет или материальное поощрение или исполнение желаний. Панно может быть выполнено в виде:
«Дерево достижений» (на ветки дерева садятся фишки «птички» – это
достижения ребенка)
«Цветок достижений» (в середине цветка – фотография ребенка, а лепестки это – достижения ребенка).
« Золотая рыбка» (каждая блестящая чешуйка, приклеенная на рыбку –
достижение ребенка.) и др.
5 Присуждение ребенку в конце обучения в детсаду различных номинаций:
«Лучший во всём», «Золотые руки», «Светлая головушка», «Звезда детского сада №… », «Самый сильный, ловкий… ».
Поощрения могут быть за участие в соревнованиях за короткий период времени – любой конкурс и по итогам года – результативное участие в нескольких мероприятиях (примеры по фотоматериалам).
Соревновательные мотивы оказывают большое влияние на формирование
Личности ребенка. Благодаря приобретенному опыту, ребенок не отступит перед первыми трудностями, сумеет проявить себя в новом коллективе.            Используя данный прием мотивации, мы решаем задачи целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования ФГОС:
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе,
- обладает чувством собственного достоинства;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- он способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
- сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
- адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

                                                             

Комментариев нет:

Отправить комментарий