воскресенье, 1 ноября 2020 г.

 

Тема «Транспорт.

Родителям рекомендуется:

 — понаблюдать с ребенком на улице за движением различного транспорта;

 — закрепить названия видов транспорта;

 — спросить у ребенка, какие виды транспорта он знает, какой транспорт относится к наземному, подземному, железнодорожному, воздушному, водному;

 — спросить, на какие две группы можно разделить наземный транспорт (легковой и грузовой), почему они так называются;

 — вспомнить, люди каких профессий работают на различных видах транспорта;

 — провести с ребенком беседу о правилах уличного движения, показать во время прогулки светофор, обратив внимание на его свет и уточнив, когда можно переходить улицу, когда — нет;

 — рассказать ребенку о профессии регулировщика.

Лексика:

Существительные: транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, электричка, метро, самолёт, автомобиль, гру­зовик, скорая помощь, милицейская машина, пожарная машина, поливочная машина, вертолёт; колёса, кузов, ка­бина, двери, сиденья, руль, крылья, вагон, штурвал, рельсы, провода, «рожки»; светофор, улица, перекрёсток, до­рога, земля, вода, воздух; груз, пассажир, работа; водитель, шофёр, пилот, капитан, машинист.

Признаки: пассажирский, грузовой, легковой, служебный, наземный, подземный, воздушный, водный, же­лезнодорожный, спортивный.

Действия: ездить, летать, плавать, перевозить, возить, ждать, садиться, выходить их приставочные об­разования: приехать, уехать, отъехать).

 

На каком транспорте тебе хотелось бы поехать отдыхать? Назови воздушный, водный, наземный транспорт. Назови транспорт, который движется налево, потом тот, который движется на право. Назови транспорт, который заправляется бензином. Какому транспорту для работы нужно электричество? А ты знаешь, чем заправляется самолёт? Какому транспорту нужен ветер? Какой транспорт может ехать только по рельсам?

Найди и назови наземный транспорт (тот, который движется только по земле) и соедини с изображением лошадки. Потом найди водный транспорт и соедини с рыбкой. Затем найди всё, что относится к воздушному транспорту, и соедини картинки с птичкой. Подземный транспорт соедини с червячком. 


Назови части транспорта. Про какой предмет можно сказать "новый", "новая", "новый"?

Части транспорта.

Какое слово не подходит?

Груз, грузовик, грузчик, грузди, грузовой.

Дорога, дороженька, дорогой, подорожник, придорожный.

Билет, билетный, билетер, балет, билетик.

 Дидактическая игра «Подбери признак»: машина (какая?) — ..., самолет (какой?) — ....

Подобрать антонимы к словам: взлет — посадка, взлетать — приземляться, приезжать — ..., приплыть — ....

Подобрать синонимы к словам: ехать, мчаться, нестись, гнать, тащиться, передвигаться.

Упражнение «Назови одним словом»: Закончи предложения.
Если у мотоцикла два колеса, он (какой?) ... (двухколесный).
Если у велосипеда три колеса, он (какой?)....

Если у машины четыре колеса, она (какая?).... Если у лодки четыре весла, она (какая?)....

 


Познакомить ребенка с многозначными словами. Объяснить разницу в значениях этих слов.

Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-признаков и слов-действий).

Машины (какие бывают?) легковые, грузовые, спортивные.... Самолеты (какие бывают?) — .... Поезда (какие бывают?) — ....

Машина (что делает?) едет, мчится, тормозит, останавливается.... Самолет (что делает?).... Теплоход (что делает?)....

Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения:
Поезд длинный, а автобус — ....

Самолет быстрый, а пароход — .... Трамвай тяжелый, а велосипед — ....

 Упражнение «Из чего — какой»: Закончи предложения.
Дверца из металла (какая?) — металлическая.

Руль из пластмассы (какой?) — .... Сиденье, обшитое кожей (какое?) — .... Колесо из резины (какое?) — ....              

Дидактическая игра «Почему так называются?» (образование сложных слов): самолет (сам летает), вездеход, паровоз, пароход, самосвал, самокат.

 Дидактическая игра «Подбери предмет к призраку»: старый ... , новый ... , маленькая ... , мощный ... , длинный ... , грузовой ... , трехколесный ... , быстроходный ... , летящий ... .

  Дидактическая игра «Назови ласково»: паровоз - паровозик, самолёт - ..., машина-..., велосипед - ..., самокат-..., корабль-..., лодка-..., катер-..., пароход-..., теплоход-..., вертолёт - ..., автомобиль-....

 Как назвать колёса:   у автомобиля - автомобильные, у велосипеда - велосипедные, у мотоцикла - мотоциклетные.

Объясни словечко:   пешеход, переход, самолёт, грузовик, самосвал, вертолёт, бензовоз.

Ответь на вопросы и назови служебный транспорт.

Как называется машина, которая убирает улицы? 

Как называется машина, которая поливает дороги?

Как называется машина, которая вывозит мусор?
Как называется машина, которая убирает снег с улиц?

 Как называется машина, которая перевозит грузы?

 Как называется машина, которая перевозит цемент?

 Как называется машина, которая перевозит лес?

 Как называется машина, которая копает землю?

 Как называется машина, которая раскатывает асфальт?

 Как называется машина, которая поднимает строительные материалы наверх?

 Как называется машина, которая приезжает к больным?

 Как называется машина, которая выезжает тушить пожар?

 Как называется машина, которая выезжает перевозит рыбу?

 Как называется машина, которая выезжает перевозит молоко?

 

Ответь на вопросы словосочетаниями. (согласование существительных и прилагательных с количественными числительными в роде, числе, падеже):

Что? - .... (одна легковая машина)

Нет чего? -... ( нет одной легковой машины)

Подходим к чему? - ... (к одной легковой машине)

Видим что?-... (одну легковую машину)

Наблюдаем за чем? -... (за одной легковой машиной)

Говорим о чём? - ... (об одной легковой машине)

Одна легковая машина. Два пассажирских поезда. Три спортивных самолёта. Четыре грузовых корабля. Пять подъёмных кранов.

Закончи предложения.

Машинисты водят... (поезда).

Летчики летают на ... (самолётах).

Шоферы ездят на ... (машинах).

Автобус едет быстро, а электричка ещё... (быстрее).

Вертолёт летит высоко, а самолёт ещё... .

Катер сигналит громко, а пароход ещё... .

Автомобиль стоит близко, а велосипед ещё... .

 

Исправь предложения. Составь предложения с помощью слов.

Дорога едет по машине.

Стемнело, и фары включили водителя.

Автомобиль, по, ехать, дорога.

Лодка, река, по, деревянная, плыть.

Магазин, около, велосипедист, остановиться.

Пассажиры, электричка, из, выходить.

В, самолёт, небо, лететь, высоко.

Подъехать, остановка, к, трамвай.

От, мотоцикл, отъехал, подъезд.

Мост, выехать, автобус, из-под.

 

Четвертый лишний

 

Перескажите. (5-6 лет)

 

Сказка Геннадия Цыферова

Все паровозы были как паровозы, а один был странный. Он всюду опаздывал. Не раз паровозик давал честное, благородное слово: никогда больше не смотреть по сторонам. Однако всякий раз начиналось то же самое. И вот однажды начальник станции ему строго сказал:

- Если ещё раз опоздаете... То ...

И паровозик всё понял и загудел:
- Поооследнеее чеестноеее, благородное слооово!

И странному паровозику поверили в последний раз.

Тук-тук - ехал он по дороге. Заметил жеребеночка, хотел поговорить, но вспомнил о честном, благородном слове - и поехал дальше. Много ли ехал, мало ли, но ни разу, ни разу не оглянулся.

И вдруг голос из леса. Фьють... Вздохнул паровозик, подумал еще раз и в лес направился.

А пассажиры выглянули в окно и, заметив лес, стали кричать:
- Безобразие, мы же опоздаем!
- Конечно, сказал паровозик. - И всё-таки на станцию можно приехать и позже. Но если мы сейчас не услышим первого соловья, мы опоздаем на всю весну!

Кто - то пытался возразить, но самые умные кивнули: кажется, он прав. И всю ночь поезд слушал соловьиное пение.

К утру поехали дальше. Много ли, мало ли ехали, но паровозик ни разу не оглянулся. И вдруг нежный запах из рощи. Вздохнул паровозик, задумался еще раз, вздохнул и в рощу направился.
- Безобразие, безобразие! - закричали опять пассажиры. - Опоздаем. Опоздаем.

И вновь паровозик ответил:
- Конечно. И всё-таки на станцию можно приехать и позже. Но если сейчас мы не увидим первые ландыши, мы опоздаем на всё лето!

Кто - то пытался возразить, но самые умные кивнули: кажется, он прав. Сейчас надо собирать ландыши. И весь день поезд собирал первые ландыши.

Только к вечеру поехали дальше. Много ли, мало ли ехали, но паровозик ни разу, ни разу не оглянулся. И вдруг выехали на горку. Взглянул паровозик вдаль и остановился.

- А теперь зачем стоим? - удивились пассажиры. - Ни цветов, ни леса.

- Закат, - только и сказал паровоз. - Закат. И если мы не увидим его, то, может быть, опоздаем на всю жизнь. Ведь каждый закат - единственный в жизни!

И теперь уже никто не спорил. Молча и долго смотрели пассажиры на закат за горкой и уже спокойно ждали паровозного гудка.

Но вот, наконец, и станция. Вышли пассажиры из поезда. А паровозик спрятался. "сейчас, - думал он, - эти строгие дяди и тети пойдут к начальнику жаловаться".

Однако дяди и тети почему - то улыбнулись и сказали:

- Паровозик, спасибо!

А начальник станции немало удивился:
- Да вы же опоздали на три дня!
- Ну и что, - сказали пассажиры.- А могли бы опоздать на всё лето, на всю весну и даже на всю жизнь.

Ты, конечно, понял смысл моей сказки. Иногда не стоит торопиться.

Если видишь красивое, если видишь хорошее - остановись.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий