Тема: «Народная культура и традиции». «Одежда. Обувь. Головные уборы».
Родителям рекомендуется:
— обратить внимание ребенка на то, какое время года наступило, какие изменения произошли в погоде, сравнить погоду летом и осенью;
— объяснить, почему в разные сезоны люди носят разную одежду, обувь, головные уборы;
— объяснить ребенку понятия «сезонная одежда», «обувь», «головные уборы»;
— спросить у ребенка: «Почему осенью нужно носить резиновые сапоги, куртку, кепку, а летом — панаму, босоножки, шорты?»;
— совместно с ребенком внимательно рассмотреть одежду, обувь, головные уборы, которые носит каждый член семьи осенью, и материал, из которого они сделаны; обратить внимание на его качество и рисунок;
— закрепить названия деталей одежды (воротник, карманы и т.д.).
Предметы: ситец, лен, шелк, кожа, мех, шерсть, хлопок; одежда, шуба, пальто, куртка, пиджак, блуза, рубашка, футболка, майка, брюки, шорты, костюм, юбка, платье, носки, колготки, перчатки, варежки, шарф, комбинезон; шапка, шляпа, кепка; сапоги, туфли, ботинки, сандалии, валенки; рукав, карман, капюшон, воротник, пуговицы, петли, молния, кнопки, манжеты; подошва, каблук, шнурки, язычок; швея, сапожник.
Действия: шить, пришивать, вязать, носить, снимать, надевать, складывать, вешать, расстегивать, застегивать, завязывать, развязывать, чистить, стирать, гладить, зашивать, зашнуровывать, покупать, носить.
Признаки: ситцевый, шелковый, шерстяной, кожаные, меховое, вязанная, резиновое, сменная, спортивный, нарядная, зимняя, летняя, осенняя, удобная, красивая, модная, верхняя, нижняя, сезонная…
Задания
1. Подбери признаки (не менее трех признаков):
платье (какое?) – … сапоги (какие) — …
кофта
(какая?) – вязаная, шерстяная, теплая, красная, новая…
платье (какое?) – нарядное, повседневное, праздничное, кружевное…
шарф (какой?) – длинный, синий, шерстяной, вязаный…
2. Расскажи, из каких материалов шьют одежду, обувь и головные уборы (образование относительных прилагательных):
платье из
шелка – шелковое, пальто из шерсти — …
шуба из меха – … сапоги из резины
— …
сарафан из ситца — … перчатки их кожи —...
одежда из ситца — ситцевая из льна — ...,
из трикотажа — ... из шёлка — ....
из байки — ... из драпа —
...
из меха — ..., из кожи — ...
из пуха — ..., из шерсти — ..., шляпа из фетра—..., шляпа из соломы — ...
-валенки из войлока -3. Нарисуй или приклей картинки с изображением одежды и обуви. рубашка. Назови и покажи части:
рубашка –
рукав, карман, манжет, воротник, петли;
обувь – подошва, каблук, шнурки, язычок
4. Назови ласково:
юбка –
юбочка
рукав - платье – пальто -
воротник - сапог –
Взрослый
называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём называет
его ласково, например,
- У мамы платье, а у Тани … платьице.
- У мамы туфли, а у Тани … туфельки.
- У мамы брюки, а у Тани … брючки.
- У мамы куртка, а у Тани … курточка.
5. Один – много (множественное число).
карман –
карманы
воротник - рубашка - юбка – манжеты - валенок –
6. Есть – нет (родительный падеж единственного числа):
платье – нет
платья
сапог - шуба - манжет – воротник - каблук – сапог - ботинок -
7. Посчитай: Одна рубашка, две…, три…, четыре…,
пять… ;
одно платье, два…, три…, четыре…, пять… ;
один шарф…, два…, три…, четыре…, пять…;
один – носок, два – носка, пять – носков.
одно – пальто, два – пальто, пять – пальто.
одна – шуба, две – шубы, пять – шуб.
8. Пересчитай предметы.
( пальто, летняя куртка, белая косынка, мужские брюки, зимняя шапка, праздничное платье)
Один красный шарф, ......2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.... Одно вязанное пальто, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.... Одна яркая кофточка, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.... Одна меховая шапка ушанка, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9....
9. Ответь на вопросы полными, распространенными предложениями:
Кто шьет
одежду и где?
Шьет одежду швея на швейной фабрике.
Где продается одежда?
В магазине «Одежда».
Кто и где шьет обувь?
На обувной фабрике обувщик.
Где можно починить обувь?
В обувной мастерской.
Кто чинит обувь? Сапожник.
Где, продают одежду, ткани?
Где, продают обувь? Где, продают головные уборы?
Кто работает в магазине?
Кто работает в ателье?
Что делают с одеждой в магазине?
Что делают с одеждой в ателье?
10. Измени слова так, чтобы он отвечали на
вопрос: какой?
(образование отглагольных прилагательных: надеть — надетый, сложить
— сложенный...):
Надеть — ... снять — ... одеть — ... раздеть — ... сложить — ... сшить — ... распороть — ... вязать — ... подшивать — ... заштопать — ... расстегнуть — .. застегнуть — ... вдеть — ... зашнуровать — … завязать — ...
11. Скажи наоборот (подбор антонимов):
Надевать — снимать зашнуровать —
раздевать — смять —
застёгивать — повесить —
обувать — высушить —
завязывать — купить —
12. Ответь на вопросы (образование названий профессий)
Кто ткёт ткани? Кто шьёт одежду?
Кто создаёт модели одежды? Кто чинит сапоги?
Кто кроит ткань? Кто шьёт шляпы?
13. Ответь на вопросы.
Что? Что я вижу? Чего не стало? Чему я радуюсь? Чем я любуюсь? О чем я думаю? (играем со словами пальто, летние куртки, белые косынки, мужские брюки, зимние шапки, праздничные платья)
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование прилагательных от существительных суффиксальным способом.
Ответить на вопросы словосочетаниями:
«ситцевая рубашка, «фланелевый халат», «шерстяное платье», «драповое
пальто» (обратить внимание детей, что слово пальто не изме-
няется и всегда звучит одинаково — пальто).
Что? — ситцевая рубашка Что?
Нет чего? — ... (ситцевой рубашки) Фланелевый халат
Рад чему? — ... (ситцевой рубашке) Шерстяное платье
Вижу что? — ... (ситцевую рубашку) Драповое пальто
Доволен чем? — ... (ситцевой рубашкой)
Говорю о чем? — ... (о ситцевой рубашке)
Употребление падежных форм мн. ч. существительных; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Изменить слова по образцу.
Шелковая кофта — шелковые кофты
Нет шелковой кофты — ... (нет шелковых кофт)
Рад шелковой кофте — ... (рад шелковым кофтам)
Вижу шелковую кофту — ... (вижу шелковые кофты)
Доволен шелковой кофтой — ... (доволен шелковыми кофтами)
Говорю о шелковой кофте — ... (говорю о шелковых кофтах)
Аналогично изменить словосочетания: «ситцевое платье — ситцевые платья», «шерстяное пальто — шерстяные пальто».
Повторить: слово «пальто» не изменяется и всегда звучит одинаково.
14. Подбери слова, противоположные по значению:
Длинный рукав - короткий рукав.
Глубокий карман - ....
Большой воротник - ....
Высокая стойка - ....
Дорогая куртка - ....
Чёрные полоски - ....
Чистая куртка - ....
Новый комбинезон - .....
15. Подбери родственные слова к словам рубашка, костюм.
Рубашка –……, Костюм-……
16. Объясни значение выражения: рубаха-парень…..
Послушай
стихотворение о мастере-портном. (выучи наизусть)
Жил портной один умелый,
Знал прекрасно своё дело,
Шил одежду на заказ,
Ткани выбирал для вас:
Креп, парчу, шерсть и атлас.
А потом снимал он мерку.
Делал выкройку с примеркой,
Белой ниткой ткань метал,
На машинке всё сшивал.
Выходил наряд отменный:
Знал наш мастер своё дело.
17.Объясните,
почему в разные сезоны люди носят разную одежду, головные уборы. Объясните понятия «сезонная одежда». Спросите у ребенка: «почему осенью нужно носить куртку, кепку, а летом – панаму, шорты, юбку».
18.Ответь на вопросы.
Расскажи, какая
одежда для чего нужна? Вспомни, где хранят одежду и бельё? Расскажи, какие
головные уборы для чего нужны? Вспомни, какая бывает одежда, обувь, головные уборы(летняя, зимняя, демисезонная; детская, взрослая; женская, мужская)?
Дополни предложения.
Образец. Если у тебя оторвалась пуговица - её надо пришить.
Если оторвался подол юбки - его надо ______ .
Если порвались колготки - их надо_______ .
В брюки молнию надо ______ .
Цветными нитками на воротничке ты ______ цветы.
20. Игра «Кто во что одет?»
Люди разных профессий носят разную одежду, которая называется форменной. Расскажи о том, какая одежда нужна людям разных профессий.
Образец. Милиционеру нужна милицейская форма.
Врачу ______ .
Повару_______ .
Спортсмену_______ .
Космонавту_ ______ .
Тебе для различных занятий тоже может понадобиться специальная одежда.
На пляж ты наденешь_ ______ .
На праздник ты наденешь_______ .
В поход ты наденешь_______ .
Погода тоже влияет на выбор одежды. Соедини картинки с изображением летней одежды с солнышком, зимней одежды - со снежинкой, весенне-осенней одежды - с ландышем и осенним листочком.
21. Игра "Мой, моя, моё"
Взрослый
раскладывает на столе предметы одежды и обуви. Предлагает ребёнку внимательно
посмотреть на них и сказать, к какому предмету подходит слово «мой», «моя»,
«мои», «моё».
Мой (что?) – свитер, сарафан, шарф, костюм…
Моя (что?) – куртка, кофта, шуба, юбка …
Мои (что?) – сапоги, туфли, шорты, брюки…
Моё (что?) – платье, пальто…
22. Игра "Разложи по полочкам"
Взрослый показывает картинку шкафа
с полками и сообщает:
- Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в нём имеет своё место: головные уборы
хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней. Давайте
разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных
уборов по своим местам.
Дети раскладывают картинки и объясняют:
- шапку я положу на верхнюю полку, потому что это – головной убор;
- кофту положу на среднюю полку, потому что это – одежда;
- тапки положу на нижнюю полку, потому что это – обувь ….
23. Игра "Чья одежда – мамина или Танина?"
Шкаф для маминой одежды и шкаф для Таниной одежды.
- Это
длинное платье мамино.
- Это синее платье Танино.
- Эта розовая блузка Танина.
- Эта белая блузка мамина.
- Эти чёрные брюки мамины.
- Эти сиреневые брюки Танины.
- Эта пышная юбка Танина.
- Эта узкая юбка мамина и т.д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий